Изучение значения Мандзи, Гассё и Кэссю


1. Истинное значение Мандзи

Когда я рассказываю о Сёриндзи Кэмпо широкой публике, начинающим Кэнси, как взрослым, так и детям с родителями, то обращаю их внимание на то, что Сёриндзи Кэмпо – это боевое искусство для защиты. Развивалось оно на основе техники самообороны буддийских монахов. По-японски словом «Обо-сан» называют буддийского монаха. Само название «Сёриндзи» (от китайского «Шаолиньсы» – буддистский монастырь Шаолинь) напоминает нам о Бодхидхарме и Дзэн.

Гассё Кайсо

Гассё Кайсо Со Досина

В Кёхан (основной текст, «Библия» Сёриндзи Кэмпо) Кайсо, основатель Сёриндзи Кэмпо, раскрывая философию буддизма, объясняет значение Дзэн и Мандзи. Знак Мандзи – это символ буддизма. Он описывается как «то, что символизирует реальность текущей вселенной, происхождение жизни». Другими словами, Мандзи представляет собой связь между чудесным происхождением жизни и вселенной, которая работает в соответствии с законом Дхармы.

  • Сегодня одна из форм Мандзи («свастика» на санскрите) ассоциируется с печальной историей нацистского Третьего рейха. Вот почему, к сожалению, все формы Мандзи на Западе вызывают неприятие. Однако символу Мандзи уже более тысячи лет и в своей работе я хотел бы рассказать о других значениях Мандзи.
Гассё Кайсо

На мой взгляд, Мандзи учит нас важным вещам с точки зрения жизни. Вертикальный крюк и линия – это вечная цепь жизни, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. А горизонтальный крюк и линия – связи бесконечной жизни, которые существуют на микро- и макроуровнях. Я считаю, что точка пересечения вертикальной и горизонтальной линий означает «Я», которое родилось чудом встречи родителей.

«Помня о том, что наши Души порождены Дхармой, а наши тела – родителями, мы осознаем свой долг перед ними и не пожалеем сил для выражения своей благодарности» – это первая фраза из Синдзё (Вера), которую мы читаем на каждой тренировке. Она представляет собой выраженное словами наше отношение к Мандзи, символизирующей таинственную силу Вселенной как живого существа. То, что эта фраза помещена в начале Синдзё, подчеркивает особенность Сёриндзи Кэмпо.

  • Точка пересечения вертикальной и горизонтальной линий – «Я». Говорят, что сразу после рождения Шакьямуни прошел семь шагов и произнёс, подняв свою правую руку в небо, а левой рукой указав на землю: «Между Небом и Землей есть лишь я». «Я» относится не к Шакьямуни лично, а к «человеку» в целом. Это значит, что в нашем мире нет ничего важнее человеческого достоинства.
  • Синдзё – это то, во что мы твердо верим и что защищаем.

2. Мандзи, Гассё и Кэссю в Сёриндзи Кэмпо

Как изложено Кайсо, в Сёриндзи Кэмпо мы признаем Мандзи как образ, символизирующий связь между реальностью Вселенной и человеческой жизнью.

Мандзи имеет и более глубокое значение. Кайсо подчеркивал, что философия Сёриндзи Кэмпо требует ценить любовь и силу в совокупности (Рикиай фуни). Кроме того, по словам Кайсо в буддизме используется отдельно два вида Мандзи – «Омотэ мандзи» (главная – с лучами, повёрнутыми против часовой стрелки) и «Ура мандзи» (обратная – с лучами, повёрнутыми по часовой стрелке). Омотэ мандзи как Ян-позиция символизирует собой сострадание и любовь, а Ура мандзи как Инь-позиция – интеллект и силу. В Сёриндзи Кэмпо эти противостоящие элементы гармонично сосуществуют – это не что иное, как дух единства силы и любви (Рикиай фуни).

Татэ мандзи в окружении щитов, которая изображена на фотографии на обложке Кёхан, означает защиту бесценной жизни. Другими словами, этот символ олицетворяет Сёриндзи Кэмпо как практику исключительной самообороны.

Однажды появилась фальшивая школа Сёриндзи Кэмпо. Когда Кайсо узнал об этом, он возмутился: «Они носят значок и символ в виде Мандзи, окруженной копьями. Они ничего не понимают. Я выбрал Татэ мандзи для того, чтобы, будучи в беде, мы могли защищать друг друга, помогать друг другу» (сокращенная цитата).

Учитывая вышесказанное, можно понять, как важен символ Мандзи для Сёриндзи Кэмпо. С тех пор как мы стали носить Мандзи на груди Доги, стало совершенно ясно, что означают Гассё и Кэссю, и какими должны быть мы. Мы с вами, у которых есть бесценная жизнь, всегда хотим поддерживать дружеские отношения (= Гассё) без борьбы (= Кэссю). Боевая техника стала боевым искусством, Сёриндзи Кэмпо начало свой путь как практика уважения к жизни (= средства образования). Я думаю, именно поэтому практикующие Сёриндзи Кэмпо носили Мандзи на груди.

С этим желанием и решимостью мы повторяем эти стойки, которые также являются знаком благодарности и приветствия. Вот почему необходимо понять, что Сёриндзи Кэмпо – это боевое искусство, которое уважает жизнь и стремится к миру.

3. Техническая значимость Гассё, Кэссю

Открытые ладони в Гассё и сжатые кулаки в Кэссю тоже являются противоположностями одного целого – как две стороны монеты, как два вида Мандзи. 

Еще раз обратите внимание на фотографию Кайсо в начале статьи. Его локти подняты, а предплечья параллельны полу. Мне жаль, что в последнее время часто доводится видеть Гассё с опущенными локтями. Далее я постараюсь объяснить, насколько важным для техники Сёриндзи Кэмпо является правильное выполнение Гассё с поднятыми локтями.

Обратимся к разделу 4 «О базовой технике атаки и защиты» главы 7 Кёхан. Этот раздел включает следующие изложения: «Ува укэ Сёриндзи Кэмпо принципиально отличается от традиционного блока над головой со сжатым кулаком. Это идеальный способ блокирования за счет наилучшего использования мышц», что касается Сита укэ, то – «… блокировать удары снизу с помощью ребра кисти или предплечья, эффективно используя мышцы-разгибатели, при этом все пальцы вытянуты».

В случае блоков с открытой ладонью напрягаются группы мышц предплечья, делая эту область упругой для отражения атак. При этом получается форма Гассё одной рукой. Это позволяет сделать вывод о том, что форма рук Гассё является базовой для таких блоков и стоек, как Ува укэ, Харай укэ, Дзюдзи укэ, Сито укэ, Ичидзи гамаэ. Таким образом, обычный ритуальный этикет воспитывает дух и совершенствует защитные инструменты. Это есть воплощение принципа Кэн Дзэн Ичинё (единство духа и тела).

4. Как Кайсо преподавал Ува укэ.

Я хочу познакомить вас с методом преподавания Ува укэ, который Кайсо часто применял на занятиях в Колледже и на семинарах. Хлопнув ладонями, он атаковал нас, выстроившихся перед ним в очередь в стойке Гассё камаэ, ударом ребром кисти сверху, а мы ставили блок. «Эй, кто-то ушел не в ту сторону», воскликнул Кайсо однажды, заметив ошибку.

При реальной самообороне способность выходить во внешнюю сторону относительно атакующего – умение высокого уровня. Если на тренировке партнер честно наносит и Учи коми (рубящий удар), и Цуки коми (колющий удар) по прямой траектории, то на практике противник может нанести не прямой удар, а круговой, или неожиданно изменить угол атаки. В случае ухода во внешнюю сторону, у нас выше риск получить удар навстречу. Учитель, должно быть, беспокоился об этом.

В том случае, когда партнер нападает на вас ребром кисти сверху, если вы уходите в сторону ладони партнера (= Фурими), то получается вариация Омотэ. Это именно тот вариант, который Учитель хотел видеть. В бейсболе бьющий мгновенно чувствует то, по какой траектории полетит мяч, по форме руки питчера (подающего). В технике самообороны вы тоже должны предчувствовать, как противник может вас ударить.

  • В действующей в настоящее время программе экзаменов уже на самом начальном уровне предусмотрены вариации и Омотэ, и Ура (в список техник 6-го кю для взрослых входят Ува укэ дзуки Омотэ и Ура). Как уже упоминалось, Ура, т.е. вход вперед или во внешнюю сторону – это техника высшего уровня. Даже в группе техник Тэнно кэн («Кулак короля неба»), при выполнении которых делается уход назад или во внутреннюю сторону, не существует Хокэй (Техники с партнером) вариации Ура. Также в Хокэй против ударов ногой как правило нет вариантов Ура, за исключением лишь одной техники – Сокуто хики аси нами гаэси. Просто обучить техникам Ура недостаточно, учитель должен знать об обозначенной выше опасности и рассказать о ней ученику, иначе применение данных техник при самообороне будет для него связано с большим риском – он получит удар. Кайсо нахмурится в загробном мире и скажет: «О, боже мой …».

В Сёриндзи Кэмпо делается акцент на блоки с одновременным уходом тела с линии атаки (Тайсабаки), так как применяются они не только против ударов руками и ногами. На Кайсо неоднократно нападали с оружием. Однажды в Маньчжурии, когда Кайсо был молод и работал специальным агентом, он был ранен ножом при бандитском нападении на него. Уже в то время, когда он вернулся в Японию и создал Сёриндзи Кэмпо, на него снова напали с оружием (бутылкой саке).

  • В Сёриндзи Кэмпо в разделе Хокэй практикуют формы против оружия, такие, как «Танто цукитоми сита укэ учи отоси гэри» и «Танто фуриагэ рюсуй гэри».

Вот сокращённый пересказ того, что он нам сообщил о том происшествии. Это случилось с ним в парке Торё в префектуре Кагава, знаменитом месте цветения вишни, на территории которого находятся храм и штаб-квартира Сёриндзи Кэмпо. «Когда я ходил любоваться сакурой в парк Торё, то часто становился свидетелем драк. Однажды, когда я пытался разнять дерущихся, мне сказали – "Старик, пошел вон!", а один из находившихся там парней ударил меня большой бутылкой саке. Я поставил блок, бутылка разбилась. Находившиеся в то время были в недоумении – "Учитель боевого искусства разрезал голой рукой бутылку (смех)" У меня автоматически поднялась нога, и парень уже лежал на земле». Синхронно с блоком пошел удар ногой. Другими словами, Кайсо сделал Ува уке за счет переноса веса тела.

Если вы практикуете Ува укэ из положения Гассё, как требовал учитель, ваши локти естественным образом подняты и оба предплечья находятся параллельны полу. Благодаря этому горизонтальная линия защиты становится максимальной. Кроме того, вертикальная линия (= Гассё) служит ориентиром для контроля ударов с двух сторон и помогает легко защититься от них. Конечно, вы должны контролировать пространство вокруг себя, сохраняя Хаппо моку (взгляд на восемь сторон), быть готовы реагировать на атаки в средний и нижний уровни.

Когда вы заметите удар правой рукой партнера, сделайте Фурими (уклон корпуса) так, чтобы ваши плечи наклонились вправо примерно под углом 45 градусов. Правая рука опускается из Гассё и удерживается перед грудью. Далее вы подносите левую руку к своей правой щеке, ребро вашей кисти естественным образом поворачивается на 45 градусов, так что вы можете поставить Ува укэ, не меняя положение левой руки. При этом будьте внимательны, чтобы не двигать локоть вверх, а сделайте блок таким образом, как будто у вас есть желание нанести удар Сюто гири, если вы вытянете левую руку вперед.

  • Если мы возьмем Кайсоку чудан гамаэ в качестве примера, то при переносе веса тела с левой на правую ногу его соотношение постепенно будет меняться следующим образом: 5:5, 4:6, 3:7 (до этого момента левая нога не поднимается), 2:8, 1:9 и 0:10. Разница между последними двумя стадиями состоит в том, стоим мы на полу на обеих ногах или только на одной. При соотношении 1:9 впереди стоящая нога поднимается на носок – вы находитесь в Нэко аси дачи (Кошачья стойка). При соотношении веса 2:8 мы не опираемся на левую ногу, но она контактирует с полом и начинает опускаться обратно. Теперь вы уже понимаете, на какой из вышеупомянутых стадий Основатель сделал Ува уке?

5. Что ещё необходимо знать об Ува укэ

При исполнении Ува укэ пользуются обычно Сюто (внешнее ребро кисти) и Гайванто (внешнее ребро предплечья). В разделе Гока кэн (Кулак пяти цветов), приемы которого являются техникой самого высокого уровня Сёриндзи Кэмпо, характеризующегося принципом Годзю иттай (единство жесткого и мягкого), Сюся (защищающийся), захватив руку и ногу Кося (атакующего), удерживает его. Затем Сюся проводит болевой захват, осуществляя полный контроль над ним, и убеждает отказаться от дальнейшего сопротивления, не травмируя нападающего. Для этого необходимо научиться ставить Ува укэ с помощью близкой к ребру кисти частью внешнего ребра предплечья. Конечно, к новичкам такого требования нет. Если вам удастся перекрыть свое лицо, можете блокировать удар любой частью вашей руки. Однако, все должны обращать особое внимание на траекторию блока.

  • На фотографии Кайсо выделены внутреннее ребро предплечья (Найванто) и внешнее ребро кисти (Сюто) и внешнее ребро предплечья (Гайванто), которые используются в блоке Ува укэ.
Ванто Кайсо

Часть локтевой кости, близкая к ребру кисти, является очень хрупкой. Мне известно о двух несчастных случаях, приведших к перелому локтевой кости. Первый случай произошел при исполнении техники Харай укэ дан дзуки, а второй – при блоке Учи укэ против Тоби рэн гэри. Я слышал также, что в последнее время трем профессиональным японским бейсболистам пришлось отказаться от дальнейшего участия в матче из-за перелома локтевой кости в результате неудачного броска мяча питчером.

При правильном выполнении блоков в Сёриндзи Кэмпо ладонь открыта и кисть отведена (разогнута) в направлении тыльной стороны кисти. Причина заключается не только в более эффективном использование мышц предплечья, но и в необходимости укрепления хрупких частей предплечья. Кроме того, Кэнси учатся формировать траекторию блоков, выполняя Ува укэ и Харай укэ из позиции Гассё.

Другие важные советы. Блок Ува укэ в базовой форме должен выполняться не вперед, а вверх. Поднимите руку вверх примерно на голову выше своего лба. Когда на вас нападают с оружием, например, с палкой, бьющая рука противника, как правило, по инерции разгибается в запястье. Особенно в случае Сотай (парная работа), необходимо помнить, что Сюся склонны ставить блок вперед.

Еще один важный момент. При блоке Ува укэ не должно быть большого пространства между локтем и головой. Как отмечено выше, нужно сделать резкое рубящее движение вверх, схожее с Сюто гири (режущий удар ребром кисти). Образуя треугольник между локтем и головой (если вы поднимаете локоть выше предплечья), вы примете удар противника прямо в лицо. Это происходит, вероятнее всего, потому что Фурими выполнен неполностью.

6. Заключение

Не следует превращать Гассё и Кэссю в некие формальные действия. Практикуя Сёриндзи Кэмпо, важно понимать значение Мандзи, Гассё и Кэссю и выполнять их осознанно, правильно по форме и содержанию. Делайте это в качестве «Гассё гё» и «Кэссю гё» (Гё – повседневная практика, ритуал в буддизме). Уверен, что так вы, не занимаясь исключительно боевыми техниками, сможете естественно овладеть Сёриндзи Кэмпо – истинно боевым искусством, исповедующим принцип Рикиай фуни.

Автор: Руководитель Йокогама Нэгиси Доин Конгодзэн Сохондзан
Синъичи Ацуми
Ноября 2021 г.
Перевод: Макото Хамакава

  • (C) 2009-2024    Московский филиал Всемирной Организации Сёриндзи Кэмпо "Сунгирь"